?

Log in

"Гонка": Первый среди равных - Скотный двор [entries|archive|friends|userinfo]
Paul Merchant

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

"Гонка": Первый среди равных [окт. 23, 2013|01:07 pm]
Paul Merchant
К счастью или нет, фильмов про Формулу 1, да и вообще, правдоподобных фильмов про профессиональные гонки выпускается очень мало. B основном, это документальные картины. Последнее игровое кино про Ф1 было снято почти полвека назад - это “Гран-При” Джона Франкенхаймера, снятый в 1966 году. В конце 90х свой сценарий принес в паддок Сильвестр Сталлоне, но Берни Экклстоун - управляющий Formula One Management - умный бизнесмен, и знает, что для спорта хорошо, а что плохо. Прочтя сценарий, он погнал Сталлоне поганой метлой. Из того сценария в итоге вышел отвратительный “Driven”, а на фронте фильмов об Ф1 еще на десятилетие установилась тишина. Поэтому несложно вообразить мое воодушевление, когда пару лет назад я узнал, что Рон Говард, известный, в первую очередь, фильмами по реальным событиям (“Apollo 13”, “Beautiful Mind”, “Cinderella Man”), собирается снять драму о Формуле 1. И вот что я вам скажу. Я очень многого ждал от этого фильма, может быть, даже слишком многого. И каким-то чудом он превзошел все мои ожидания.[В первую очередь...]
В первую очередь, конечно, это отличная спортивная драма. Не промахнусь, если скажу, что лучшая за последние годы. Фильм, нацеленный на очень широкую аудиторию, что бы там ни бурчали скептики. Вы же не обязательно должны хорошо разбираться в космонавтике, чтобы получить удовольствие от “Аполлона 13”, в математике для “Игр разума” и боксе для “Нокаута”. Снятый за весьма скромные, по нынешним временам, деньги, он описывается авторами не как голливудский байопик, а как “британское независимое кино, снятое известным голливудским режиссером”. С прекрасной операторской работой, действительно уместным slow-motion, и не перегруженный спецэффектами, он вышел, на удивление, по-голливудски зрелищным.
О чем это: история крутится вокруг соперничества англичанина Джеймса Ханта (в исполнении Криса Хэмсворта) и австрийца Ники Лауды (Даниэль Брюль), причем около половины экранного времени отдано одному из самых драматичных сезонов в истории Ф1 - 1976 год. Все еще живой Лауда был постоянным консультантом фильма еще со стадии написания сценария, что сделало фильм максимально приближенным к исторической правде. Фильм этот во многом даже не о соперничестве гонщиков - он о столкновении характеров и подходов к жизни. Лауда - эдакий гоночный нёрд. Он очень расчетлив, стабилен и дисциплинирован, ведет здоровый образ жизни, никогда не рискует понапрасну. К тому же, не очень умеет ладить с людьми. Хант же - полная противоположность. Он плейбой, каких поискать, душа компании, регулярно напивается в хлам, не знаком с понятием “дисциплина”, и, не смотря на все это, фантастически быстр. Он готов поставить жизнь на кон, чтобы победить. Его любят все - женщины, друзья, журналисты. Характеры невероятно яркие, даже удивительно, что они успели так раскрыться за два часа фильма. Их отношения со временем перерастают из взаимной неприязни в практически дружбу, основанную на сильнейшем взаимном уважении. Сыграно все это первоклассно. Честно говоря, после “Тора” и “Мстителей” я не воспринимал Хэмсворта как серьезного актера. Вынужден признать, что ошибался. Хотя и он не дотягивает до Брюля - игра Даниэля достойна “Оскара”.
Радость же фаната по поводу этого фильма в том, чего не-фанат не видит. Авторы приложили массу усилий для того, чтобы вся выглядело максимально правдоподобно. И все то, что выглядит для обычного зрителя просто пестрым историческим фоном, проливается бальзамом на душу фаната. Вот, например, перед нами лысеющий журналист британского телевидения. В фильме ни разу не звучит его имя, но мы-то знаем, что это великий Стирлинг Мосс, 4-кратный вице-чемпион мира; вот пилоты беспокойно оборачиваются в сторону кареты скорой помощи, и мы видим еще живого Грэма Хилла - спустя несколько месяцев он погибнет в авиакатастрофе; вот в кадре промелькнули шикарные борода и усы Харальда Эртля; вот сам коммендаторе Энцо Феррари читает газету на обочине тестового трека Фьорано, пока его пилоты наматывают круги; вот в кадр попал “гоночный танк” - шестиколесный болид Tyrrell P34; а вот Ханта пытается (в своей бескомпромиссной манере и неудачно) обогнать Витторио “Горилла из Монцы” Брамбилла. Таких мелочей множество, они создают для фаната неповторимую атмосферу прикосновения к истории. Да, этот фильм тоже есть за что поругать с точки зрения правдивости, некоторые эпизоды взяты из ниоткуда, некоторые видоизменены, парочка просто абсурдна. Но это все кинематографические условности. “Почему тебя это может не устраивать, если это устроило самого Лауду?” - задаешься ты вопросом, и закрываешь на это все глаза. В конце концов, человек, проигравший один чемпионат с 1 очком отставания и выигравший позже другой с 0.5 очка преимущества, наверняка неплохо знаком с законами драмы. В сухом остатке, это не портит фильм. Да, к этому кино есть вопросы у меня-фаната гонок. Но ни малейшей претензии у меня-кинолюбителя.
Сходите на “Гонку”, она прекрасна. Это лучшая спортивная драма последних лет и лучший фильм о Формуле 1 за всю историю. Поверьте, когда я, знающий эту историю в деталях уже много лет, сижу в кино, крепко сжав кулаки и сопереживая героям - значит, оно того стоит.
СсылкаОтветить

Comments:
[User Picture]From: sumochka
2013-10-23 01:31 pm
Пашка, круто написано! Ты молодец )
Я бы еще отдельной строкой саундтрек упомянула - Циммер велик ) Когда в отдельных треках прямо слышится переключение коробки передач - это круто :)
(Ответить) (Thread)
[User Picture]From: pahan_vovanich
2013-10-23 02:11 pm
Да, как-то я забыл упомянуть саундтрек, когда писал. Писал-то я это позавчера, и выставлял в ВК, только сегодня вспомнил, что не перепостил в ЖЖ. И только сегодня, собственно, и саундтрек послушал повнимательнее.
(Ответить) (Parent) (Thread)